Главные условия воспитания детей в семье

Семейный климат. Как надо воспитывать своего ребенка? Как правило, родители ждут конкретного ответа на этот вопрос: воспитывать строго или снисходительно? наказывать или не наказывать? воспитывать авторитетно или по-товарищески? чувством или разумом? Эти и другие подобные вопросы, конечно, имеют право на существование, однако в настоящее время становится ясно, что вопросы эти не являются главными. Кроме того, с этими вопросами связано возникновение у родителей опасения, что воспитывать они не умеют, что-то делают плохо, то уже неисправимо испортили, а сама эта неуверенность плохо отражается на воспитании детей.

Воспитание в широком смысле этого слова - это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы ее поучаем, делаем замечания, поощряем, ругаем или наказываем. Часто гораздо больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми обменялись между собой родители могут оставить в ребенке значительно больше следует, чем длинные поучения, которые часто вызывают у нее ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное вскользь слово и т. п.
Воспитание в широком смысле этого слова - это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы ее поучаем, делаем замечания, поощряем, ругаем или наказываем

Результаты исследований показали, что между детьми, которых воспитывали в строгости (с наказаниями) с детьми, которых воспитывали более мягко (без наказаний) - если не крайние случаи - нет большой разницы. Итак, воспитательное воздействие семьи это не только ряд целенаправленных воспитательных моментов, он состоит в чем-то более существенном.

Что, собственно, остается в нашей памяти с детства, когда мы стали взрослыми, когда забываются отдельные случаи, которые происходили с нами в этот период? Очевидно, в памяти остается то, что нас формировало прежде всего: какая-то особая атмосфера родного дома, связана со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы переживали в связи с многими, непонятными для нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера всего действует на ребенка, на ее рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все ее дальнейшее развитие.

Сегодня мы знаем, что характер этой семейной атмосферы определяется прежде всего тем, как члены семьи общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. В семье царит атмосфера эмоционального тепла, здесь делятся друг с другом мыслями и переживаниями. Здесь царит согласие, противоречия не скрывают, а пытаются их решить. Говорить в семье принято открыто: здесь что говорят, то и думают, ничто не скрывается, никому не надо выкручиваться и врать. Каждый здесь говорит не только о своих собственных переживаниях, но умеет и выслушать другого. В таких семьях любят смех и юмор, нет злого колючего сарказма, не услышать огульного осуждения всего и всех. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга - не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. И что важно - в этих семьях принято правдиво рассказывать о своих переживаниях вне семьи. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи.

Само собой разумеется, что семейный климат меняется; на нем отражаются трудности, с которыми люди встречаются, что здесь всегда стоят солнечные дни. Многое меняется по мере того, как дети подрастают, а силы родителей убывают, они стареют. Как в природе, например, меняется погода, так меняется и семейная атмосфера -один день может быть ясным и солнечным, а второй - мрачным, иногда может взорваться и грозы. И все-таки можно говорить о существовании определенного климата, характерного для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей степени определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

Методы воспитания. Мы уже говорили, что в воспитании ребенка решающую роль играет семейный климат, обусловленный взаимоотношениями членов семьи. Однако нельзя полностью отрицать значение воспитательных методов и приемов, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Разные позиции, с которых взрослые подходят к воспитанию своих детей, можно охарактеризовать следующим образом: прежде всего это разная степень эмоциональной участия, авторитетности и контроля за воспитанием детей, и, наконец, - это степень участия родителей в переживаниях детей.

Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на ее развитии, оно тормозит ее, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в еде, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая ее к родителям в такой степени, что она становится неспособным оторваться от семьи 'и и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом ума, куда чувством, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный подход.

Следует подробнее остановиться на вопросах авторитета в воспитании детей. Еще в начале прошлого века воспитание ребенка сводилось к тому, что малыш должен научиться, прежде всего, слушаться родителей, слушаться беспрекословно, ему следовало слушаться точно так же своих учителей, мастера, начальника, безусловно соблюдать законы, действовавшие в его обществе. Этот дух абсолютного слепого послушания сейчас полностью или частично исчез с наших семей. Сегодня мы являемся свидетелями уважительного отношения родителей к своим детям, большей демократичности их взаимоотношений. Демократизация общественных отношений, естественно, способствовала и развитию демократизации внутри семьи.

Однако не следует забывать, что семья является общественным институтом, где между родителями и детьми не может быть такого равенства, как между взрослыми членами общества. И хотя мы считаем, что сегодня следует предоставлять ребенку больше свободы, чтобы она была более самостоятельной, могла действовать с большей ответственностью, все же не следует забывать, что жизненный опыт ребенка еще слишком ограничен. Поэтому она должна знать, что есть определенная область, где она свободна действовать свободно, но есть и другая, где должна подчиниться. В тех семьях, где отсутствует контроль за поведением ребенка и она не знает, что правильно, а что - нет, с этой неуверенности следует и ее собственная нетвердость, а иногда даже и страх.

В социальном плане ребенок лучше развивается таким образом, что ставит себя на место того, кого считает авторитетным, мудрым, сильным, нежным и, любящим. Ребенок отождествляет себя с родителями, которые имеют эти ценные качества, пытается подражать им. Только родители, которые пользуются авторитетом у своих детей, могут стать для них таким примером. Важно, правда, чтобы это был естественный авторитет, основанный на большом опыте, мудрости, силе и доброте, чтобы послушание ребенка была добровольной и сознательной. Для малыша, который большую часть времени проводит с матерью, она является естественным и необходимым авторитетом. Ребенок уже понимает структуру семьи и способна понимать дополняющие друг друга роли родителей. Итак, самое главное в семейных отношениях - отношения между супругами, их взаимодополняемые роли и их единственная линия в воспитании ребенка, когда ни один из них не подрывает ни авторитета, ни любви другого.

Из сказанного следует и наш взгляд на роль наказаний в воспитании детей. Ребенок учится многое понимать таким образом, что ей ясно дают знать, что правильно, а что - нет: она нуждается в поощрении, признание, похвалу или иную форму одобрение в случае, если поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. Такой подход к наказанию имеет свою обоснованность и вполне резонным составной частью воспитательных мероприятий.

При этом не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над негативными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем ругать и наказывать. Об этом родители часто забывают. Им иногда кажется, что они могут испортить ребенка, если лишний раз похвалят ее за что-то хорошее; хорошие поступки они считают чем-то обычным и не видят того, с какими трудностями дали они малышу. И родители наказывают ребенка за каждую, плохую оценку или замечание, принесенные им из школы, тогда как успеха (хотя бы относительного) они не замечают или намеренно недооценивают. На самом деле им бы следовало поступать наоборот: за каждый успех ребенка надо похвалить и постараться не заметить ее неудач, которые случаются с ней не так уж часто.

Далее в вопросе о наказании не следует забывать о том, что оно должно следовать сразу же за проступком. Если ребенок не знает, за что его наказывают, то и наказания не имеет никакого смысла и даже может принести ребенку вред.

Естественно, наказание никогда не должно быть таким, чтобы оно нарушало контакты между ребенком и родителями. Физические наказания, кроме быстрее символических шлепков совсем маленького ребенка, не должны применяться, чаще всего они свидетельствуют о бессилии воспитателя. Физические наказания вызывают в детях чувство унижения, стыда и не способствуют развитию самодисциплины: дети, которых наказывают подобным образом, как правило, бывают послушными только под присмотром взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Развития сознания скорее способствуют наказание "психологические": если мы дадим ребенку понять, что не согласны с ним, что хотя бы на какой-то момент она не может рассчитывать на нашу симпатию, что мы на нее злимся и т.п. Чувство вины, пробужденное нами в ребенке, является сильным регулятором его поведения и тогда, когда ребенок остается без присмотра взрослых. Необходимо помнить, что и чувство вины может быть слишком сильным, от чего начинает страдать любая активность ребенка. Каким бы ни было наказание, оно не должно вызывать в ребенке чувство, что она потеряла родителей, его личность унижена и отвергнута. Итак, можно сказать, что хотя наказание и играет определенную роль в воспитании детей, к нему следует прибегать с большой осторожностью.

Кроме любви и авторитета, успех воспитания определяется и степени сопереживания родителей по отношению к детским поступков. Родители по-разному разделяют с детьми все пережитое, их радости и горести. Некоторые родители знают много о своих детях, другие - почти ничего. Есть и такие родители, для которых остаются незаметными тяжелые душевные потрясения их детей, а в случае неожиданной для них трагедии они не перестают удивляться. С другой стороны, некоторые родители чуть ли не заставляют ребенка к доверию, а если ребенок что-то скрывает от них, они считают это неблагодарностью и обижаются на нее. Ребенок, воспитанный таким образом полностью открывает свой внутренний мир, начинает чувствовать себя лишенным права иметь что-то свое, личное, сокровенное, что принадлежит только ей. Это чувство хорошо выразила одна девочка, когда на предложение нарисовать свою семью она в качестве сюжета своего рисунка выбрала мать, стоящую на коленях в комнате девочки и роется в ее письменном столе, под рисунком девочка написала: "Как мама роется в моих личных вещах ".

Дети вообще очень верно изображают поведение своих родителей и весь семейный климат с помощью типичных ситуаций ежедневной семейной жизни. Некоторые ребята на предложенную тему: "Отдых семьи в воскресенье" рисуют сценку отдыха семьи, где все довольны и держатся за руки. Другие дети изображают семью, дружно которая сидит за столом, где все вместе заняты чем-то интересным. Темой же других детских рисунков становятся проявления взаимной грубости членов семьи, избиения и угрозы. Не является редкостью и рисунки, на которых ребенок изображает себя одинокой, изолированной от всех людей, или рисунки, где люди вообще отсутствуют, где родной дом пустой, похожий на какую-то ночлежку, куда люди приходят только переночевать.

Отношения между братьями и сестрами. Семья с одним ребенком была ранее исключением, сегодня таких семей очень много. В некотором роде одного ребенка воспитывать легче, родители могут уделить ей больше времени и сил; ребенку тоже приходится с кем-то делить любовь родителей, у нее не возникает повода для ревности. Но, с другой стороны, положение единственного ребенка незавидное: ей не хватает важной жизненной школы, опыт которой лишь частично может заполнить ее общения с другими детьми, но которую в полной мере нельзя заменить.

В семье, где есть несколько детей, ситуация бывает обычно более сложной, чем в семьях с одним ребенком. Однако эта сложность взаимоотношений в больших семьях имеет очень важное значение для социального созревания детей, а при определенных обстоятельствах способствует росту чувства удовлетворенности у родителей, благоприятно влияет на развитие их личности. Вырастая вместе со своими братьями и сестрами, ребенок приобретает много ценного для жизни: она учится взаимопомощи в процессе общения с существами, такими же слабыми и зависимыми, как и она сама, она привыкает не только брать, но и давать, учится учить других - тех , кто меньше и слабее нее, она познает выгоды сотрудничества по сравнению с постоянным соперничеством и ссорами, пользуется не только словом "я", но знает и слово «мы», учится делиться не только игрушками, но и вниманием со стороны взрослых, которое, несмотря на их любовь, не принадлежит теперь ей от ней. Школа большой семьи - это отличная школа, где дети учатся не быть эгоистами.

Однако влияние братьев и сестер на развитие ребенка не настолько силен, чтобы можно было утверждать, что единственный ребенок в своем социальном развитии обязательно должна отставать от ребенка с большой семьи. Дело в том, что жизнь в большой семье несет с собой ряд конфликтных ситуаций, которые не всегда удается правильно решить детям и их родителям. Прежде всего это взаимные ревность детей: наблюдения показали, что в больших семьях это обычное явление, просто нет таких братьев и сестер, которые не ревновали друг друга. Однако большинство детей умеет преодолеть это чувство, найти путь к урегулированию своих взаимоотношений, хотя, может быть и не сразу.

Проблемы, конечно, возникают там, где родители глупо сравнивают детей друг с другом и говорят, что один ребенок лучше, чем другая, умнее, милее и т.п. Очень часто ссоры между братьями и сестрами родители пытаются решить так, что ответственность за них обычно сваливают на старшего ребенка, которая, с их точки зрения, должно быть умнее, которая во всем, что бы ни случилось, бывает виновата. Если ребенка все время и не в ее пользу сравнивают с ее братом или сестрой, если вина постоянно сваливают на нее, у нее возникает ощущение несправедливости, горечи, гнева против того, кто к ней так относится.

Иногда родители считают, что ревности между братьями и сестрами не будет, если они справедливо разделят между детьми и каждому из них дадут одинаковую долю вкусных вещей, игрушек, подарков и т.д. Однако вещи и предметы - это скорее повод для спора и зависти, чем их прямая причина. Очевидно, не так важно справедливо делить вещи, как сделать то же самое в отношении симпатии, похвал, - признание и восхищение, точно так же, как и ссоры и наказаний. Невыгодное положение старшей и младшей ребенка в семье также несет с собой ряд проблем. Конечно, у старшего ребенка должно быть больше обязанностей, но взрослым не следует забывать похвалить ее, признавать ее авторитет, что укрепит в ней чувство собственной значимости.

Однако надо следить и за тем, чтобы обязанности, которые возлагаются на старших детей, были им под силу и не в ущерб занятиям другими интересными делами. Дети, сравнивая себя со своими товарищами, часто таят обиду на своего младшего братика или сестренку, которых им приходится "таскать за собой", а оставшись с ним наедине, они могут и обидеть их. Младшие дети в таком случае в отместку начинают реветь громче обычного, жаловаться по каждому пустяку.

Родители, которым приходится решать мелкие детские споры, должны вести себя дипломатично. Им следует обращать внимание детей и на то, что какие-то невыгодные стороны, связанные с существованием братьев и сестер, компенсируются многими выгодными моментами. Хуже всего, конечно, если ссоры между детьми перерастают в конфликт между родителями, которые начинают упрекать друг друга в неумении воспитывать, в слишком снисходительном отношении к ребенку, в результате внутри семьи возникают враждебные группировки. Обвинять человека в том, что она плохо что-то делает - значит вызвать чувство горечи или резкую реакцию с ее стороны, обычно не приводит ни к чему хорошему. Родители, которые умеют жить в мире и согласии, является лучшей моделью хороших отношений между детьми. Итак, семейные отношения учат ребенка умению найти путь к сосуществованию с другими людьми в духе дружбы и сотрудничества.

Роль бабушек и дедушек в воспитании детей. Семья это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам идут в кино, театр или в гости, тем Самым в какой-то степени облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то часть своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует некий "мистическая связь»: сказка, которую рассказывает дедушка, гораздо интереснее, чем та же, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и поэтому такое важное место, что они ничего не требуют от нее, не наказывают ее и не ругают, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Итак, роль их в воспитании малыша бесспорно важная и весьма значительна. Однако не всегда она положительная.

Нередко многие бабушки и дедушки портят детей лишним снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что выполняют каждое желание ребенка, задаривают подарками и почти покупают ее любовь, перетаскивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие "подводные рифы". Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда позволяют ребенку делать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, закрывая собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами. Главная трудность здесь в том, что они иногда решающее влияние на ребенка, однако ответственности за нее уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.

Трудности, связанные с воздействием на детей бабушек и дедушек, конечно, в каждой семье бывают разными, многое зависит от близости отношений (совместное или раздельное проживание), от периода жизни семьи (самым серьезным является период начального приспособления), от того, чьи это родители (матери или отца), от социальной зрелости семьи и от многих других обстоятельств. Для молодых и старых сегодня, идеальной представляется модель "близкие отношения на известном расстоянии": молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старых родителей, в свою очередь, молодежи помогают старым пережить болезни и одиночество.

Однако в любом случае совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда - приносит радость, что обогащает взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважении и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.

Современная семья. Не только сам ребенок, но и семья как социальная единица в своем развитии проходит через трудности, иногда переживая и серьезные кризисные моменты. В некоторых случаях трудности, наблюдаемые в развитии ребенка, является отражением проблем семьи, признаком нарушения нормальных семейных отношений. И чтобы помочь ребенку, надо прежде всего помочь семье.

Современная семья отличается от семьи прошлого. Многие сегодня говорится о ее шаткость, ранимость, кризисном положении. Слишком часто сегодняшние семьи распадаются, а среди тех, которые все-таки сохраняются, многие переживают внутренние коллизии и конфликты. Конечно, влияние семейных коллизий, распада семей на ребенка может быть очень сильным, особенно в том случае, если родители не смогут уберечь ребенка от ссор и взаимных обид. Нередко можно слышать, что сегодняшняя семья уже изжила себя и ее следовало бы чем-то заменить.

Но, несмотря на потери и кризисные ситуации, которые приходится, переживать и преодолевать семье, приспосабливаясь к новым общественным условиям, значение ее не исчезает, а скорее даже возрастает. Нет никаких сомнений в том, что семья, как правило, лучшей средой для воспитания детей, а часто и крепким эмоциональным "убежищем" для взрослых. Усилия помочь семье в решении ее экономических, социальных и других проблем являются в настоящее время более уместными, чем разговоры, которые осуждают семью которая изжила себя как устаревший институт.

Однако нельзя проходить мимо тяжелого морального ущерба, наносимого ребенку постоянными ссорами, грубостью, упреками, взаимными обвинениями родителей. Любой ценой сохранить семью ради ребенка - это не всегда лучшее решение для детей. Развод договоренности о взаимных контактах родителей с ребенком может стать разумным выходом из сложной ситуации, часто и ребенок в таких случаях становится более спокойной. Перед неполной семьей или семьей, которая подверглась изменению, в вопросах воспитания стоят более трудные задачи, многие проблемы здесь как бы сводятся к степени. Но если ей удастся создать для ребенка спокойную обстановку, удовлетворить ее элементарные эмоциональные потребности, то и эта семья может обеспечить не только счастливое детство, но и явится хорошим примером правильного выполнения родительских обязанностей, пригодится ей в будущем жизни.

Сейчас задача воспитания стали более сложными. Дело в том, что во всех областях жизни происходят сегодня резкие изменения. В течение жизни одного поколения полностью изменился образ жизни людей. Если раньше родители готовили своих детей для поступления в мир, который они знали, который был таким же, как и тот, в котором они жили сами, где действовали те же законы и требования, то сегодняшние родители готовят своих детей для поступления в жизнь , которого они не могут знать, о требованиях которого они не имеют понятия. Недостаточно сегодня дать детям одни только готовые знания: двадцать-тридцать лет они, возможно, не будут иметь никакой цены; привитые навыки и умения их тоже вряд ли выручат, так как в корне изменится все производство и весь образ жизни; вряд ли им поможет и послушание - кого они слушать, став взрослыми?

Думаем, что здесь есть только один выход: учить ребенка с детства самостоятельного, творческого мышления, помогает находить новые решения в новых ситуациях, учить ее критически относиться к чужим взглядам и мнениям, быть терпимым к мнению других, но принципиальным и требовательным к себе самой. Воспитание ребенка сегодня должно стать чем-то большим, чем простой передачей готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения. Настоящее воспитание сегодня - это постоянный диалог воспитателя с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей степени осваивает способность к принятию самостоятельных решений, поможет ей стать полноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом.

школьная жизнь

Похожие

... ветствующее решение планируется принять на сессии городского совета 22.12.2017р. http://voz.gov.ua/js/tinymce/up...
... ветствующее решение планируется принять на сессии городского совета 22.12.2017р. http://voz.gov.ua/js/tinymce/uploads/other/45p_9_2_22.12.2017.rar О внесении изменений в Устав Коммунального учреждения «Вознесенский городской центр первичной медико-санитарной
Как надо воспитывать своего ребенка?
Как правило, родители ждут конкретного ответа на этот вопрос: воспитывать строго или снисходительно?
Наказывать или не наказывать?
Воспитывать авторитетно или по-товарищески?
Вством или разумом?
Что, собственно, остается в нашей памяти с детства, когда мы стали взрослыми, когда забываются отдельные случаи, которые происходили с нами в этот период?