Сколько стоит разработка и внедрение государственных сайтов и реестров: мифы и реальность

  1. выводы

7 июня 2017 8:33, Александр Краковецкий

Александр Краковецкий

В социальных сетях, блогах и СМИ часто возникает дискуссия по величине бюджетов на создание тех или иных государственных сайтов, сервисов или реестров. Особенно остро дискуссия разгорелась на фоне разработки сервиса подачи электронных деклараций. В прессе то тут, то там появляются публикации, разоблачающие "распыление" и "отмывание" средств, потраченных "кругленькие суммы" с мыслями "экспертов", которые утверждают, что программное обеспечение можно сделать почти бесплатно (ссылки не даю специально, чтобы не распространять эти "шедевры"). В этой статье мне хотелось бы поговорить о разработке государственных сервисов и о том, сколько это может стоить, и, самое главное, почему.

В мире ⅔ проектов по разработке программного обеспечения выполняются, как минимум, с 25% превышением первоначального бюджета и сроков. Учитывая, что над этими проектами работают высокопрофессиональные и высокооплачиваемые специалисты, то со стороны такой факт может вызвать удивление. На самом деле, спрогнозировать точную стоимость разработки ИТ продукта достаточно трудно, и именно поэтому все оценки являются очень приблизительными.

Также в ИТ сфере распространен так называемый треугольник "качественно" - "быстро" - "дешево", с помощью которого можно быстро объяснить заказчику, почему быстро, качественно, дешево не бывает.

Также в ИТ сфере распространен так называемый треугольник качественно - быстро - дешево, с помощью которого можно быстро объяснить заказчику, почему быстро, качественно, дешево не бывает

Качественно + Быстро = Дорого
Дешево + Качественно = Медленно
Быстро + Дешево = Криво

или:

  • хотите быстро и качественно - цена будет высокой
  • хотите дешево и быстро - пострадает качество
  • хотите качественно и дешево - нужно будет подождать

В случае с государственными сервисами ждать долго мы (граждане) вряд ли захотим, а качество 100% должна быть высокой. Поэтому остается? Правильно. Это будет дорого.

Что нужно для того, чтобы сделать качественный государственный сервис? Давайте рассмотрим этот вопрос детально (в контексте украинских реалий).

  1. Наличие экспертизы в той или иной сфере. В нашем случае реальная экспертиза разработки государственных сервисов есть только в некоторых малоизвестных компаний, работающих исключительно на государственный сектор (часто - это карманные компании). Технический уровень таких компаний обычно низкий. Зато в крупных и профессиональных ИТ компаний нет опыта работы с государственным сектором. Соответственно, сразу возникает вопрос - брать низкокачественных специалистов с пониманием предметной области или высокопрофессиональных специалистов без понимания того, как работает государство и его сервисы. Конечно, лучшим вариантом было бы создание независимого подразделения или агентства или независимой гибридной ИТ команды, но любой подобный вариант обречен на критику вроде "а судьи кто?" И обвинениями в кумовстве и отмывании средств.
  2. Наличие четкой постановки задачи. Думаю, что все, кто читал технические задания на разработку государственных сервисов, знают, какого качества эти документы. Проблема в том, что их составляют, как правило, не технические люди, а тексты прописаны таким образом, чтобы избежать детализации (и, как следствие, ответственности за будущее потенциальный факап), что является критическим для любого проекта. Не раз наблюдал, когда международные фонды или министерства выделяли средства на разработку того или иного программного продукта, однако не выделяли на разработку технического задания. Соответственно, иллюстрации правила "Shit in. Shit out "можно наблюдать почти на всех государственных сайтах и ​​сервисах.
  3. Наличие высокопрофессиональных специалистов. ИТ специалисты - дорогие, причем во всем мире. Есть один нюанс - для разработки государственных сервисов нужны не просто хорошие специалисты, а очень хорошие (часто - лучшие). Разница в производительности и качества решений просто хороших и лучших специалистов - на порядок. Соответственно и стоят они на рынке труда гораздо больше. Кроме, непосредственно, разработчиков программного обеспечения нужны также специалисты по юзабилити, безопасности, дизайна, поддержке, работе с крупными данным, devops тому подобное. Просто потому что а) государственные сервисы работают с персональными данными б) является высоконагруженных в) ими будет пользоваться большое количество людей г) ими будут пользоваться люди с ограниченными возможностями д) ими будут пользоваться на разных платформах, браузерах, устройств е) ими будут пользоваться в совершенно разных условиях, где не всегда будет хороший интернет и тому подобное. Конечно, чтобы выполнить все условия, команды из двух-трех человек не хватит.
  4. Необходимость обеспечить защиту персональных данных. А, следовательно, программное обеспечение должна строиться по совершенно другим правилам и проходить ряд дополнительных тестов и проверок.
  5. Необходимость прохождения сертификаций и ряда государственных инстанций. А это занимает много времени. Реально много.
  6. Необходимость создания детальной документации. Чем часто можно пренебречь при разработке обычных сервисов. В этом же случае документация должна быть подробной, качественной (плюс соответствовать всем бюрократическим правилам и законам). Кстати, сейчас до 70% бюджетов расходуется на документацию и бюрократию.
  7. Необходимость обеспечить обучение персонала. А это могут быть тысячи людей в разных городах и областях, большинство из которых не всегда умеют пользоваться даже обычным программным обеспечением. А это - тренинги, документации, обучающие видео, конференции, командировки и т.
  8. Обеспечение поддержки программного продукта. Представьте себе сколько нужно ресурсов чтобы обработать, например, пару тысяч обращений в день. Представили?
  9. Затраты на лицензии (базы данных, операционные системы, дополнительные компоненты, обновления программного и аппаратного обеспечения).
  10. Необходимость обеспечения интероперабельности. Интероперабельность - это способность продукта или системы, интерфейсы которых полностью открыты, взаимодействовать и работать с другими продуктами или системами без каких-либо ограничений доступа и реализации. Проще говоря, способность различных программных продуктов взаимодействовать между собой. Обычно интероперабельность обеспечивается благодаря API и поддержкой отраслевых стандартов. К сожалению, о интероперабельность многие говорят, но мало делают.

Как видно из этого списка, создание государственного сервиса - это не только РАЗРАБОТКА, а целый ряд других задач, каждая из которых требует огромного объема работы.

И все же, сколько может стоить разработка той или иной системы? У меня нет подробной информации о стоимости разработки всех государственных сервисов в мире и Украине, поэтому буду пользоваться данными, доступны в открытом доступе.

Сейчас пойдет немного измены, поэтому слишком впечатлительных просьба перестать читать статью дальше.

Итак, АИН приводит вот такие данные о государственных реестра:

Всего в Украине более 135 госреестров, принадлежащих более чем 40 органам. Больше реестров контролирует Минюст (20), Фискальная служба (15), МВД (12). На содержание каждого реестра государство тратит в среднем 21 млн грн в год. Основные статьи расходов: аппаратное обеспечение - 45,91%; защита информации, модернизация систем, сервисное обслуживание и поддержка - 40,13%.

Абсолютное большинство реестров - 78,26% - госорганы хранят на локальных ЦОД или серверах. «Большинство государственных ЦОД используют устаревшее оборудование и потребуют комплексной технико-логической модернизации в течение трех лет». Личное облако у оператора ЦОД арендуют для реестров в 17,39% случаев. Что касается безопасности, то только у 60% госреестров есть аттестованные комплексные системы защиты информации (КСЗИ).

Отдельно исследователи рассмотрели проблему взаимодействия госреестров между собой. Его недостаток приводит к дублированию информации и ухудшение предоставления госуслуг. Так около 80% полей в Едином демографическом реестре и Госреестре актов гражданского состояния тождественны.

Каждый месяц один-единственный реестр обходится в среднем 1.75 млн грн (~ 66.5 тыс. Долларов). Один реестр. Каждый месяц. Напомню, что это те же реестры, которые не синхронизированы между собой, где присутствует куча мертвых душ, нет API и экспорта в виде открытых данных.

Если бы эти средства выделялись на стартапы, то каждый месяц 135 стартапов могли бы получить по 66.5 тыс. Долларов - сумму, в 1,5-2 раза больше среднего чек на пре-сид раунде в большинстве стран мира. И это только реестры.

Скажу честно. Эти суммы не являются большими по сравнению с бюджетами ИТ департаментов большинстве развитых стран. Однако в украинских реалиях это огромные суммы. Особенно пикантной выглядит ситуация на фоне того, что 80% государственного сектора сидит на пиратских копиях программного обеспечения и 40% систем не прошли даже внутреннюю сертификацию безопасности.

И все же, сколько может стоить разработка нормального полноценного современного государственного портала или сервиса?

It depends. Но справедливая оценка затрат на разработку и внедрение для средних компаний - 200-400 тыс. Долларов, для крупных компаний - 300-600 тыс. Долларов, для корпораций и профессиональных зарубежных компаний - 1-2 млн долларов. Трудно поверить, знаю. И учитывая, который батхерт поднялся по поводу гонорара Джамалы, составивший без малого 1 млн грн, мало кто в сознании и честный в Украине захочет браться за такую ​​задачу. Можно потом и не выбраться из-под дерьма, которое 100% польется на компанию - разработчика программного обеспечения. Это как минимум. Как максимум, придется маски-шоу. Поэтому программное обеспечение у нас делают не известны в мире компании - разработчика программного обеспечения, а неизвестные широкой общественности компании с сайтом в стиле "привет из 80-х".

Есть очень фиговый ситуацию. Вместо win (государство получает работающий сервис высокого качества) - win (компания-разработчик получает прибыль и платит налоги) - win (граждане получают удобный и рабочий сервис) получаем lose (израсходованные средства государством или международным фондом) - lose (нормальный бизнес не получает заказ или получает потоки дерьма и маски-шоу) - lose (граждане получают очень плохой сервис).

И все-таки, почему такие бюджеты на разработку качественных государственных сервисов выгодны?

  1. Они экономят кучу времени гражданам. А, следовательно, граждане витрачатимусь больше времени на работу, досуг, семью.
  2. Они экономят время государственным органам, а следовательно, нет смысла содержать огромный штат не эффективны сотрудников.
  3. Упрощение процедур будет означать повышение страны в различных рейтингах, а это, в свою очередь, дает сигнал бизнесу и инвесторам.

Конечно, в этом месте многие могут сказать, что автор просто оправдывает раздутые бюджеты (здесь еще любители открытого программного кода появятся и некоторые бывшие топ-менеджеры финансовых учреждений, которые на словах могут сделать все почти бесплатно) и, возможно, сам хочет сесть на "потоки".

Но подождите подвергать автора анафеме и сжигать его на костре. Дочитайте статью до конца.

Во-первых, на государственном уровне отсутствует понимание того, как строить программные комплексы. Есть отдельные островки адекватности, однако на общем уровне подавляющее большинство ИТ систем - это изолированные программные продукты без всякой совместимости с другими системами, часто - с потерянным программным кодом или кодом, принадлежит сторонним компаниям, и без поддержки последних 10-15 лет.

Во-вторых, большинство государственных сервисов и сайтов, делаются по условных 100-200 тыс. Грн - это, по сути, косметический ремонт старых фасадов, которые вот-вот развалятся (или уже развалились). По факту - затраченные средства. Сайты и сервисы, которые создаются в 2017 году, должны отвечать современным требованиям и вызовам, а именно:

  • иметь полную локализация контента, как минимум, на английском языке;
  • быть доступными для людей с ограниченными возможностями;
  • учитывать подход mobile-first и cloud-first;
  • иметь возможность экспорта в машинночитабельни форматы;
  • иметь API;
  • иметь унифицированный стиль и юзабилити;
  • быть интероперабельными;
  • быть оптимизированными для поисковых систем и социальных сетей;
  • сторонние организации должны иметь возможность создавать дополнительные сервисы этаж государственных сервисов.

Как много программных продуктов или государственных сервисов, отвечающих этим требованиям вы можете назвать? Не так много.

Поэтому ни за 50 тыс., Ни за 100 тыс., Ни за 300 тыс. Грн вновь или усовершенствованные сайты госадминистраций, "уникальные" городские порталы по открытым данным не нужны. Просто потому, что все эти порталы ментально и функционально остались в 90-х, и в данный момент не выполняют одну полезную функцию. В то время, когда весь мир идет в облако, создавая большое количество микросервисив, взаимодействующих между собой, а также механизмы удаленного управления бизнесом и голосования на выборах из любой точки земного шара, в Украине изменяют шрифты и иконки, и шарахаются от слов "API" и "markdown".

Вот небольшой перечень задач, на которые нужно обратить внимание перед тем, как создавать новые государственные сервисы и порталы:

  1. Создать единый унифицированный стиль государственных сайтов (читай - брендбук), где будут прописаны основные требования к юзабилити, структуры, дизайна, API, безопасности и тому подобное.
  2. Создать унифицированные сервисы, которые будут использоваться другими программными средствами (поиск, авторизация, средства для импорта и экспорта данных, реализация BankId / MobileId в свободном доступе для всех платформ и технологий).
  3. Создать единый механизм взаимодействия с сервисами города / страны (такой себе персональный кабинет), где можно будет получать всю информацию от государственных органов, запрашивать и получать на них ответы.
  4. Создать унифицированные платформы, решают те или иные узкоспециализированные задачи, например, портал "бюджет участия" или "система петиций" (некоторые из таких платформ уже функционируют).
  5. Создать механизмы (юридические и технические) по дальнейшей поддержке сервисов.
  6. Создать бизнес модели, с помощью которых государственные сервисы будут получать средства на свое развитие и поддержку, граждане - качественные сервисы, а бизнес - прибыль благодаря созданию дополнительных сервисов и улучшенного сервиса.
  7. Провести информационную кампанию среди населения, в ходе которой подробно рассказывать обо всех моделях, процессы и бюджеты и убедить граждан в том, что процессы будут открытыми и прозрачными.

И самое главное. Для качественного скачка в этом направлении нужно полностью изменить логику действий (читай - архитектуру технических решений). На сегодня алгоритм действий по цифровизации тех или иных процессов выглядит следующим образом: вчера вы должны были принести справку, что выдал орган А, сегодня же - вы принести эту самую справку, однако ее можно заказать через интернет или вы можете записаться на прием к чиновнику, что выдаст вам эту справку через интернет. Как по мне, самое печальное здесь то, что люди с радостью лайкают и распространяют именно 2 и 3 вариант вместо того, чтобы требовать запретить справки в любом виде - бумажном или электронном, так это задача государственных органов получить эту информацию о своих гражданах, а не граждан.

Для этого нужно полностью изменить логику. Вместо того, чтобы автоматизировать или оцифровывать хаос - нужно абстрагироваться от всех проблем, запретов, ограничений и спроектировать бизнес-процесс так, как он должен работать в идеале. И потом параллельно начинать внедрять этот бизнес-процесс на государственном уровне, после чего осуществить замену старого процесса.

пример:

Социальная помощь при рождении ребенка.

Раньше. В роддоме дают справку при рождении. Со справкой нужно идти в ЗАГС, где дадут свидетельство о рождении. Со свидетельством о рождении нужно идти в банк и открывать специальный социальный счет. Со специальным счетом нужно идти в службу социальной защиты и оформлять помощь. Через некоторое время деньги начинают поступать на счет семьи.

Сейчас. В роддоме дают свидетельство о рождении. Со свидетельством о рождении нужно идти в банк и открывать специальный социальный счет. Через форму на сайте нужно скачать сканы документов для оформления помощи. Через некоторое время деньги начинают поступать на счет семьи (здесь могут быть некоторые неточности, поскольку процесс был описан в публичных источниках и я не могу быть уверен в 100% достоверность).

Как должно быть? В роддоме дают свидетельство о рождении и банковскую карту со средствами на ней.

Открытие счета, привязку к месту жительства / прописки, заявления и другие вещи должно делать государство или частный бизнес. Граждане в данном случае должны рожать детей и пользоваться помощью, что гарантированная государством.

выводы

Все эти мысли неоднократно были озвучены во время рабочих встреч с общественными организациями, международными фондами, государственными агентствами и представителями различных министерств. К сожалению, пока что большого оптимизма эти разговоры не вызывают, хотя и положительных сдвигов немало.

Все идеи, озвученные в статье, используются нами для создания и развития проекта ДонорUA. Надеюсь, что эти идеи найдут свое место в других организациях и государственных сервисах.

Поэтому остается?
Что нужно для того, чтобы сделать качественный государственный сервис?
Конечно, лучшим вариантом было бы создание независимого подразделения или агентства или независимой гибридной ИТ команды, но любой подобный вариант обречен на критику вроде "а судьи кто?
Представили?
И все же, сколько может стоить разработка той или иной системы?
И все же, сколько может стоить разработка нормального полноценного современного государственного портала или сервиса?
И все-таки, почему такие бюджеты на разработку качественных государственных сервисов выгодны?
Как много программных продуктов или государственных сервисов, отвечающих этим требованиям вы можете назвать?
Как должно быть?

Популярное
ЕСЛИ ВЫ ЗАТОПИЛИ СОСЕДЕЙ | Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора Республики Бурятия
  ВАЖНО!!! Вы не обязаны оплачивать, либо ремонтировать больше, чем было испорчено в результате залива!!! Если соседи отказываются предоставить Вам доступ к помещению, существует вероятность,

Независимая экспертиза после залива квартиры — цены + опыт


Как оспорить судебную экспертизу дтп
Можно ли оспорить судмедэкспертизу пострадавшего по ДТП Оспаривать можно все, но для этого нужно иметь веские доказательства. Вы можете провести самостоятельную оценку выводов экспертизы, не попадайтесь

Что делать при заливе квартиры
Главная Ответы адвоката Лишние деньги, как правило, полезны. Качественный бланк поможет в преодолении неудобств при сочинении официального обращения. Это откроет путь сэкономить на найме юриста.

Независимая автоэкспертиза после ДТП: как проходит оценка стоимости ремонта авто
Всем привет, Илья Кулик на связи. Последствием практически каждого ДТП является повреждение имущества, в первую очередь, автотранспорта. Для получения компенсации за ущерб важно правильно оценить его размер.

Независимая оценка ущерба от залива квартиры
1 Залив в 1 – 2 помещениях: несущественные повреждения 5000 р 2 Залив в 2 – 3 помещениях: повреждения (потолок, стены, пол) 6 000  р 3 Залив во всех

Независимая оценка ущерба квартиры после залива
Содержание Что такое независимая экспертиза квартиры и когда она необходима? От чего зависит цена экспертизы после залива квартиры — 3 основных фактора Фактор 1. Количество залитых помещений Фактор

Возмещение материального ущерба при ДТП: образец искового заявления в суд о взыскании и возмещении ущерба и морального вреда с виновника в результате ДТП
Нанесение материального ущерба – неизбежный исход любого ДТП. После аварии у пострадавшей стороны возникает вопрос, как добиться от виновника происшествия возмещения материального вреда. О том,

Чем помогает независимая экспертиза квартиры после залива
Залив квартирыНезависимая экспертиза квартиры после залива проводится для документального подтверждения всех разрушений и поломок, произведенных водой после проникновения ее в жилые помещения по вине

Оценка ущерба — 7 шагов по проведению экспертизы ущерба + опыт!
Как правильно провести экспертизу материального ущерба? В чем особенности определения стоимости страхового ущерба по ОСАГО? Как выбрать независимого эксперта для оценки? Всем привет! С вами Денис

Счетчики